Кати Соловцова: «Жизнь, как творчество – это когда ты живешь творя!»

Ручной труд, мастерские, ремесленные хозяйства, мануфактуры, фабрики, заводы… Все это пройденные и, совершенно точно, рабочие формы создания изделий в различных отраслях, таких как текстильная, гончарная, полиграфическая и других. Но мир меняется, и не потому что за окном очередной кризис, а потому что меняются наши интересы, запросы и потребности. Меняется сама жизнь и её приоритеты, поэтому мы всё чаще в торговых центрах видим маркеты с товарами ручной работы (!). Вроде бы это востребованный товар и современный рынок, но не у всех получается добиться в нем успеха. Как развиваться, как монетизировать творчество в успешное дело, об этом и многом другом мы поговорим сегодня с Катией Соловцовой,* автором всероссийского онлайн марафона «Жизнь — как творчество».

Катия Соловцова

Катия, расскажите о себе, с чего начинался Ваш путь в творчество?

Изначально я была валютным брокером, а если точнее — начальником валютного отдела. Когда я выходила замуж, то поняла, что хочу сделать приглашения на нашу свадьбу сама, создать их уникальными и креативными. У нас была очень душевная вечеринка с близкими друзьями, и мне хотелось, чтобы эти приглашения остались как память. С этого момента, а было это в конце 2008 года, я стала больше погружаться в тему ручной работы – искала творческие магазины с необходимыми материалами, смотрела, какие темы соприкасаются с приглашениями, из чего их сделать и вообще с чего начать. В это время скрапбукинг только начинал развиваться в России, магазинов было очень мало, информации тоже. Приходилось ездить за границу, чтобы закупать материалы и проходить обучение.

Когда я сделала свои первые приглашения, оказалось, что моя подруга тоже находилась в поиске чего-то особенного и нестандартного, в качестве подарков ручной работы. Я принялась за них, и так получилось, что  у меня  стали рождаться всё новые и новые идеи, которые хотелось реализовать. Я сделала группу в социальной сети «ВКонтакте», но не для продажи своих работ, а для того, чтобы делиться фотографиями и, если кому-то понравится,  готова была повторить. В группе обозначила сразу, что я еще не профессионал, а начинающий мастер.

Со временем группа начала развиваться. Конечно, нужно отдать должное тому, что в то время я уже была активным блогером и вела хорошо читаемый дневник о личной жизни. За ним следило большое количество читателей, и когда я увлеклась таким направлением, как скрапбукинг, то они же первые и обратили внимание на мои работы. Я считаю, в этом мне повезло.  Хотя, если человек чем-то увлечен и создает вокруг себя соответствующую атмосферу, то неважно, чем он  занимается, это обязательно привлечет к себе ресурсы. Кстати, в это же время один скрап-магазин сделал мне предложение о сотрудничестве в качестве креативного директора. Одной из моих задач была организация творческих мастер-классов и поиск новых лиц в скрапе. Чтобы понять всю сложность ситуации, приведу пример: были бумага и чернила, а как состарить эту бумагу с помощью этих чернил вообще было не понятно. Мы покупали материалы за границей, но что с ними делать, не знали. И мы все искали работы иностранных мастеров, чтобы понять, куда именно и как использовать тот или иной материал. Тогда пришло понимание, что нужно развивать скрап в России: проводить мастер-классы, самим ездить на обучающие семинары и привозить европейских мастеров к нам (собственно, мы были первыми, кто делал это в Питере).

В итоге, в моих творческих начинаниях меня поддержал мой муж, да и от валютного рынка с его бешеным  ритмом и гиперответственностью я очень устала. На тот момент «Питерский Скрапклуб» пригласил меня на постоянную работу. На мне были нестандартные подходы и креатив в продажах. И в одном помещении мы смогли открыть и магазин, и мою мастерскую. Работали в таком тандеме два года, после чего разделились на два разных направления, но остались дружны и поддерживаем друг друга до сих пор. Теперь мое основное направление – это свадебная и корпоративная полиграфия. Благодаря такому узкому сегментированию, у меня появились знакомства среди организаторов свадеб и компаний различной сферы деятельности и уровня. Мне удалось ввести на рынок понятие «авторская полиграфия», то есть полиграфия с элементами ручной работы. Некий микс, в котором используется и ручная работа, и графический дизайн, и сложные технологии. Опять же, на дворе был кризис, и компании пытались скреативить на подарках…, а тут и мы кстати.

Насколько скрапбукинг сейчас востребован? Был ли кризис в скрапе?  

Был очень серьезный спад. Два года назад он отсеял тех людей, которые просто занимаются творчеством ради себя, от тех, кто его монетизирует и превращает в стабильно работающий бизнес. Это был для кого-то творческий кризис, а для кого-то шанс стать первым на рынке. Проще говоря, появилось перенасыщение магазинами, а новизна направления немного спала. Хотелось  созидать новые работы ради творчества, а бизнес при этом строить на скрапе многие не умели. В России, как я заметила, вообще не хватает культуры креативного творчества и креативного бизнеса. Например, Марта Стюарт, американская бизнесвумен, начинала с ручной работы, а сейчас уже бренд всемирного масштаба, писательница, телеведущая и организатор выставок, равных по масштабу Петербургскому международному экономическому форуму. Марта ведет свои видеоканалы, продает товары под своим брендом – это вообще целая индустрия, на которой зарабатывает уже не только она, но и крупные компании, производители товаров для хобби.  В Америке давно поняли, что те люди, которые заняты творчеством, становятся менее агрессивными. Они вложились в индустрию, чтобы люди свою энергию тратили на созидание.

В России же менталитет другой. Мы с детства привыкли, что зарабатывать на том, что делаешь с любовью – это как-то «не по-людски». Отношение к творческому бизнесу всегда было скептическим, и оно стало меняться только сейчас, да и то благодаря кризису с отсеиванием конкурентов на рынке. Сейчас есть ряд небольших магазинов, имеющих сеть по всей стране, а есть крупные магазины товаров для творчества, которые не смогли построить бизнес и уходят с рынка.

Кати Соловцова, свадебная полиграфия, Рассадочные карточки, книга для пожеланий, план рассадки, номера столов, обложка для свидетельства

В чем, по Вашему мнению, камень преткновения, который мешает развивать творческий бизнес?

Мне кажется, в менталитете в первую очередь. В России есть цель изобрести, но нет цели идти дальше и зарабатывать на этом. Потому что считается, что дальше кто-то придет и сделает все за меня, либо, что продавать свои работы, это как продавать душу. Но в рамках марафона «Жизнь – как творчество» мы будем менять это представление о любимом деле и помогать людям не только творчески реализовываться (при этом направление творчества будет совершенно не важным), но и развивать то, что уже создано! Ведь творчество — это не только ручной труд мастеров, но и  вообще, процесс, при котором создается что-то новое.

И еще хочу отметить один момент. В бизнесе существуют вполне  стандартные этапы его (бизнеса) построения, от поиска клиента до постпродаж. При этом создание товара или услуги стоит в этом процессе на третьем месте. И любой бизнесмен, который строит бизнес, начинает работать с первого пункта до последнего. У творческого же человека сразу идет третий пункт. Ведь он начал не с анализа рынка и поиска спроса, а именно с создания работы. Получается, что он перескакивает через два важных пункта и пытается строить бизнес, отталкиваясь от продукта. В этом проблема – те люди, которые «заточены» на творчество, не всегда могут выстроить успешную организационную структуру и грамотно прописать бизнес-процессы своего дела, что к сожалению иногда  приводит к творческому кризису или неверной оценке себя как мастера. Я считаю, что неправильно «ломать» талантливого мастера и навязывать ему бизнес-модель — важно адаптировать знания под психологию творческого человека, рассказать ему о возможных ресурсах и дать понять, готов ли он этим заниматься ради успешного бизнеса или просто ради себя, при этом не потеряв самооценки и внутренней гармонии.  Также для творческого человека важно быть честным с самим собой. Вы знаете, я называю этот момент «заземлением», потому что финансы и деньги – вполне себе земные вещи, и если хочешь ими обладать, научись быть с ними на равных позициях.  Так вот спускаться с небес на землю – не менее полезно, чем учиться креативить в статичных бизнес-компаниях.

Если возвращаться к марафону, то какие у него задачи?

Во-первых, это передача конкретных работающих знаний. Любому творческому человеку, который хотел бы монетизировать своё дело, 9 спикеров, профессионалов в своей области, каждый день будут делиться информацией, кейсами, конкретными знаниями по построению бизнес-процессов, адаптированных для творчества. При этом не важно, занимаетесь ли Вы рукоделием или написанием креативных текстов, ведь жизнь, как творчество – это когда ты творишь свою жизнь! Например, в марафоне будет выступать Ксения Безуглова **, она является примером для многих людей с ограниченной мобильностью, а её мотивационное выступление поможет многим людям  обрести надежду и при этом реально оценить свои силы. Они просто не смогут не пойти и не сделать то, что давно откладывали на потом…

Во-вторых, это в принципе развитие творческого бизнеса в России и нахождения для него четкого места в экономике.

Ну и самое главное, это помощь людям с ограничениями слуха или мобильности. Для многих из них творчество или ручная работа — это единственный способ адаптации в социуме и единственный способ дохода. Они готовы двигаться вперед, развиваться, но не всегда есть возможность, например, послушать вебинар по привлечению клиентов в социальной сети с сурдопереводом. Специально для таких людей, полных жажды знаний, наша команда совершенно бесплатно предоставит записи всего марафона с сурдопереводом. Понимание важности и необходимости помогать таким людям пришло ко мне во время проведения курсов по авторской полиграфии. Тогда была набрана тестовая группа, в которой, как я увидела, были две участницы, не выполняющие в срок домашние задания. Выяснилось, что они были слабослышащими и просто не успевали слушать сами вебинары наравне со всеми участниками. Им приходилось еще и оплачивать  сурдоперевод. Именно для них мы готовим качественный, красивый продукт, который создан специально для людей с ограничениями физических возможностей. Ведь они не могут просто взять трубку и обсудить детали с клиентом и не могут просто поехать на работу и проработать за компьютером весь день. Почему бы не дать возможность научиться получать доход, занимаясь любимым делом?!

На марафоне Вас ждут ответы на вопросы: как фотографировать свои работы, как писать к ним продающие тексты, как привлекать клиентов через соцсети, как делегировать процессы и правильно определять цены за ручной труд. А еще, как масштабировать свое дело, работать со СМИ, избавляться от страхов и ограничений и научиться взаимодействовать с блогерами — экспертами. То есть, наши спикеры помогут пошагово создать свою стратегию развития бизнеса с нуля  или внести креативный подход в уже работающие стратегии.

Кстати, еще у меня есть готовый кейс «7 успешных шагов творческого бизнеса», который может помочь понять, надо ли продолжать двигаться в сторону монетизации своего дела или просто заниматься любимым делом ради себя. Совершенно бесплатно к этому файлу идет видео-тест «Можешь ли заработать на любимом деле?». Ну и, покупая этот кейс за совершенно символическую цену, Вы помогаете нам собрать средства для организации сурдоперевода и возможности получения бесплатного обучения для людей с ограничениями мобильности и слуха. Девиз нашего проекта «Начни с себя!». Это меняет и весь мир значительно быстрее!

Кати, расскажите о Вашем мастер-классе в марафоне.

Я буду рассказывать, как раз о психологии успеха, о работе со страхами, адаптации бизнес-модели под творчество, про истинную мотивацию любимого дела. Например, некоторые люди не готовы вообще зарабатывать, потому что у них стоят «внутренние стопора», не дающие этого делать. Мы рассмотрим все эти моменты и сможем дать Вашему творческому бизнесу новый виток развития! Ну, и конечно, обещаю мою бесконечную веру в то, что у Вас все получится, раз получилось у меня.

Кати Соловцова, свадебная полиграфия, Рассадочные карточки, книга для пожеланий, план рассадки, номера столов, обложка для свидетельства

Какими будут Ваши рекомендации для начинающих свой путь в творческом бизнесе?

Если говорить кратко, то для тех, кто только начал строить творческий бизнес, я бы порекомендовала скачать файл «7 успешных шагов творческого бизнеса».  В нем собраны самые главные тезисы всех моих вебинаров и конференций по организации творчества в России. И первое, что там есть, это постановка цели, то что обычно творческий человек пропускает. Ну, и конечно, присоединиться к нам во всероссийском онлайн марафоне «Жизнь — как творчество», который стартует 13 марта. Присоединяйтесь! Подробная информация вас ждет по ссылке.

Беседовала Наталья Поккине

Фото из архива Катии Соловцовой

Специально для CityGu.ru

Справка CityGu.ru

*Катия Соловцева — идейный вдохновитель проекта «Жизнь — как творчество»

•Входит в 10-ку лучших хедмейдеров России
• Креативный дизайнер сети компаний I’m very
• Психолог, коуч, автор тренингов по построению творческого бизнеса
• Спикер конференций и форумов
• Лауреат премии Топ-50 Женщин Москвы и Санкт-Петербурга за вклад в развитие дизайна и творчества
• Мотиватор, общественный деятель и основатель благотворительного движения «Жизнь как творчество» для людей с ограниченными возможностями.

** Ксения Безуглова – общественно-политический деятель, обладательница титула «Мисс мира-2013» среди девушек на инвалидных колясках, член совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ, член комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ, мотивационный спикер.

2017-02-21T17:01:28+00:00 21 февраля 2017|