Вообще-то, «профильное» использование глины — это создание посуды. В этом суть гончарного мастерства, керамики и так далее. Игра в глину с детьми — это имитация детских игр из остатков материала в гончарной мастерской. Мастера работают, дети забежали, поиграли, убежали. Так я вижу себе атмосферу детской лепки, и такая примерно она и есть у нас в мастерской.

Так что, если вы лепите дома с детьми, то логично было бы уметь слепить и что-то помимо домиков и зверюшек, что-то «настоящее». При этом речь не идет о реальной посуде, обжиге, декорировании и так далее. Если вы хотите этим заниматься серьезно для себя, то нужно идти в студию керамики. Детям же важно просто видеть процесс, который был бы им понятен, и который они, при известном старании и помощи взрослого, могли бы повторить.

Ровной красивой посуды вы таким способом не создадите, но зато в полной мере сможете ощутить магию создания сосуда, предназначенного для хранения важных вещей. В процессе лепки я бы советовал напевать шумелку Винни-Пуха «Вот горшок пустой, он предмет простой…» или размышлять над ее «взрослым» варианом Лао-Цзы «Из глины делается горшок, но лишь ради пустоты, которая внутри. В материальном польза, в нематериальном суть».

Тот способ лепки посуды, который я сейчас покажу, подходит именно для этой задачи. Мне хочется называть его «индейским», потому что это самый древний, догончарный, способ, который до новейших времен использовался в африканских и индейских племенах. До появления гончарного круга керамика вообще была сугубо женским занятием. Женщины сами лепили себе посуду, необходимую для домашних нужд. Лепили либо каждая для своей семьи, либо собирались женщины нескольких домов в деревне и делали посуду на всех. Когда появился гончарный круг, за дело взялись мужчины. С одной стороны, для работы на круге требуется физическая сила, а с другой стороны, резко возрастает производительность, и мужчина уже может сделать гончарство своим основным делом, приносящим ощутимый доход.

Итак, для начала слепим из жгутов (колбасок) миску.

Скатываем глиняный шарик и аккуратным движением ладони расплющиваем его в круглую лепешку толщиной в палец. Это донышко. Потом катаем колбаску толщиной в тот же палец и начинаем прилеплять ее по кругу к донышку.

Здесь важны несколько вещей. Первое и главное — крутим донышко, а не колбаску. Руке удобнее всего прилеплять колбаску в определенном положении, обычно так как показано на фотке — к дальнему краю. У некоторых людей по-другому, но факт остается — нужно прилеплять колбаску в самом удобном для руки положении и подкручивать уже готовую часть миски. Тогда гораздо легче сделать ее круглой — процесс вращения сам по себе создает симметричную ровную форму. Если донышко будет у вас лежать на столе, а вы будете обкладывать его со всех сторон колбасками, то выдержать круглую форму будет гораздо сложнее.

ЭТО ИНТЕРЕСНО  Цепочка Шишечки

Колбаску мы слегка примазываем к донышку, чтобы держалась. Фиксируем на месте, а окончательно заглаживать стенки будем позже.

Длина колбаски не имеет значения. Не нужно подбирать ее под полный круг — это лишние операции, и на стыках могут образоваться дырки. Наматывайте ее по спирали, просто переходя со слоя на слой. Чем длиннее каждая колбаска, тем лучше. Когда одна заканчивается, пристыковывайте к ней следующую и мотайте дальше. Не нужно заготавливать колбаски заранее — они быстро сохнут.

ЭТО ИНТЕРЕСНО  Вторая ароматная выставка "Глинтвейн и Плюшки"

Когда готовы три-четыре этажа, начинаем примазывать их один к другому — сверху вниз. Примазывать нужно сильным движением, сдвигая целый миллиметр глины в низ до донышка, чтобы вообще не оставалось горизонтальных следов. Руку нужно, опять же, держать в одном, удобном для вас положении, и подкручивать миску под это положение.

Затем то же самое нужно сделать с внешней стороны. Внизу образуется излишек, часть этой глины нужно примазать к донышку, а остальное просто снять.

Потом продолжаем наращивать этажи колбасок. Еще через три-четыре этажа опять примазываем их сверху вниз, прикрепляя к нижней готовой части миски. От горизонтальных щелей не должно остаться и следа, и лишь после этого можно разгладить вертикальные полоски круговыми движениями по горизонтали. Внутренняя поверхность более-менее готова.

Снаружи тоже сначала смазываем слои по вертикали, а потом уже слегка разглаживаем их по горизонтали.

Кстати, для выравнивания наружной поверхности очень помогает нехитрый инструмент, который можно вырезать из гибкой пластмассовой пластинки, например, из крышки одноразового пластикового ведерка. Этот скребок нужно держать так, чтобы он имел плавную изогнутую форму, совпадающую с выпуклостью миски. Длинными медленными движениями с самого низа до самого верха соскребаем все неровности, которые остались на внешней поверхности. Придерживаем при этом горшок изнутри второй рукой, чтобы не помялся.

Вот, собственно, и все. Мы не столько слепили конкретную миску, сколько прошли путь к сути посуды — она рождена во вращении, она растет от донышка вверх, она держится силами по вертикали и сглажена движениями по горизонтали. Теперь можно подровнять край и как-нибудь декорировать нашу миску. Такие ровные носики делаются очень просто: пальцем одной руки отгибаем носик наружу, а двумя пальцами другой руки в это время поддерживаем стенку по сторонам от него.

Дальше можно нарисовать орнамент или рисунок палочкой на стенках, можно вылепить что-нибудь на стенках тонкими колбасками, а можно оставить стенки как есть — ровными.

Если у вас нет возможности обжечь получившуюся миску — не беда. Она высохнет и станет достаточно прочной, чтобы служить хранилищем сухих вещей. Ее можно будет раскрасить любыми детскими красками, а чтобы не пачкалась, покрыть любым лаком, который вам попадется. Главное — не мочите ее в воде.
Продолжение смотрите тут

Автор Алексей Лельчук
http://alelchuk.livejournal.com

Поделись с друзьями в социальных сетях!