У многих начинающих художников возникает вопрос чем разбавить масляные краски для рисования. Качественным и свежим продуктом можно рисовать сразу. Главное использовать для разных замесов отдельные кисти, в противном случае все смешается и получиться грязь. Если текстура мягкая и нужно добиться рельефной поверхности (так называемая живопись мастихином), стоит использовать в чистом виде прямо из тюбика. Техника «сухая кисть» также предполагает использование естественного состава.
Но со временем краски густеют и приобретают достаточно плотную консистенцию. В отличие от гуаши или акварели, сделать их реже обычной водой не получится. Здесь нужны особые вещества с разными функциями и свойствами. Их выбор напрямую связан от манеры написания картины и ожидаемых эффектов: приглушенное звучание или насыщенный цвет, матовость или блеск красочного слоя. Специализированные магазины предлагают множество вариантов, но какой именно разбавитель для масляных красок лучший? В первую очередь надо разобраться в их видах.
Применение растительных масел
Любая художественная палитра уже состоит из доли растительного масла. Для получения более жидкой консистенции, можно добавлять еще немного. При этом цвета смешиваются между собой легко и получается более пластичный, податливый материал. Картина становится более «глубокой» и блестящей, покрывается незаметной пленкой, которая защищает от нежелательного воздействия внешних факторов.
Впрочем, излишек масла способен изменять химический состав материала. Это может привести к почернению верхнего слоя холста и появления липкости. Также одним их недостатков является долгое высыхание.
Тем не менее, художники часто советуют разводить краску льняным маслом. Используются и другие сорта: конопляное, маковое, ореховое и другие. Но лучше всего покупать то, что использовалось производителем в составе.
Применение художественных лаков
Разбавить масляные краски для живописи можно с помощью художественного лака на основе древесной смолы. Здесь главное не перепутать с покрывным (наносится примерно через полгода). В практике востребованными являются мастичный, копаловый, даммарный, пихтовый и кедровый.
Живописный лак обладает высокой адгезией к холсту и обеспечивает хорошее перекрытие между слоями. Также предотвращает сморщивание и потускнение, придает насыщенность и чистоту цвета. Главный недостаток — с ним довольно сложно работать из-за очень быстрого высыхания.
Применение разбавителя
Художественные масляные краски разбавляют с помощью специальных растворов. Разбавителем называют жидкость, которая представляет собой некий растворитель, получен промышленным способом. Обычно он состоит из уайт-спирина, скипидара, пинена (присутствует маркировка по номерам).
Промышленностью, выпуская продукт именно для художников, как правило, используется два («двойник») или три компонента («тройник»). Тем не мене, пропорцию составляющих можно изменять и корректировать на свой вкус. Например, добавив 10-15% лака в купленный товар, можно ускорить процесс высыхания. Если стоит противоположная задача — добавляем масло (до 25%).
Ничего не мешает сделать разбавитель самостоятельно. Опытные мастера подстраивают их под свои цели.
Классический рецепт «тройника»
- Лак (лучше выбирать даммарный или мастичный);
- Масло (маковое, льняное или конопляное (первое считается самым прозрачным и чистым));
- Растворитель (дезодорированный уайт-спирит, очищенный скипидар, пинен).
Лучше всего смешивать компоненты в стеклянной емкости в равномерной пропорции (по одной ровной части). Чтобы жидкость не утратила свои свойства и не было испарения, тару необходимо плотно закрыть.
Выбирая способ как разбавить краски для живописи, некоторые, в целях экономии, покупают в строительных супермаркетах чистый уайт-спирит или скипидар. Важно помнить, что эти растворители разжижают растительное масло, в результате чего наблюдается тусклость или пожелтение, нарушается сцепление. Помимо этого они обладают ужасным запахом. В специализированных магазинах, напротив, представлено лишь то, чем можно развести масляную краску без риска испортить работу.
Полезные советы
• некоторые разбавители на первоначальном этапе могут способствовать бледности пейзажа, но через некоторое время (по мере испарения), оттенок становится более ярким;
• прежде, чем брать в работу тот или иной растворитель, рекомендовано испытать его на отдельном кусочке холста;
• если влить в краску много растворителя, она будет рыхлой и плохо ложиться;
• придать картине приятный аромат можно в счет кедрового или пихтового лака;
• макнули кисточкой в баночку с растворителем и теперь он непригодный для повторного использования? Пропустите его несколько раз через фильтр из бумаги и мутность уберется.