С 19 по 21 февраля в рамках выставки-ярмарки «Симфония самоцветов» будет представлена тематическая экспозиция «Эмаль, отмеченная временем».
Изделия, которые здесь представлены – это лучшие авторские работы художников-эмальеров мастерской Шавнабадского мужского монастыря Святого Георгия Победоносца, которые создают поистине уникальные вещи.
Представленная коллекция делалась непосредственно в Грузии, в мастерской Шавнабадского мужского монастыря Святого Георгия Победоносца. Ее авторами являются ювелир Автандил Шотадзе и другие послушники монастыря.
Минанкари — горячая перегородчатая эмаль — традиционная техника в грузинском ювелирном искусстве.
В Национальном музее Грузии первые образцы минанкари датируются 5-6 в.до н.э. Расцвет приходится на средневековье. Сохранилось большое количество икон, медальонов и украшений. В результате войн и междуусобиц (Грузия в это время была провинцией Византии), когда разрушались в первую очередь монастыри и культурные очаги, секреты минанкари были утеряны. Лишь во второй половине прошлого века историки стали восстанавливать весь процесс производства. И только последние 10 лет искусство минанкари реально возродили.
Эта ювелирная техника применима только на золоте, серебре и меди. Берется заранее подготовленная серебряная основа и на нее наносится прозрачная эмаль.Потом все это запекается в специальной небольшой печке с толстыми стенками. Температура обжига 800 градусов, время 1-2 минуты. Затем при помощи щипчиков гнется тоначайшая полоска из сереба — из нее делаются перегородки. После того, как выложен нужный узор, перегородки приклеиваются к основе. Клей до сих пор варится по старинному рецепту, используют кожуру айвы. В образовавшиеся ячейки разливают выбранные цвета эмали. Слой за слоем , пока форма не заливается до краев. В нашей коллекции 5 уровней эмали. Окончательный штрих — полировка до зеркального блеска. За счет неоднократного обжига создается эффект глубины и многогранность цвета. Уникальность таких изделий в том, что невозможно получить две одинаковые вещи — даже повтор будет отличаться.
В международной ювелирной терминалогии исконно грузинскими считают два цвета эмали — красный и синий.
Рассматривать эти произведения можно часами, находя все новые и новые подробности нанесенного на эмаль рисунка. Поражает своей легкостью и необыкновенной пластикой движения, в которых кроется элемент игры и серьезный философский подтекст. Так, например, два эффектных подвеса «Женский портрет», которые отличаются необычайной художественной выразительностью. Тема женского образа решена с удивительным вкусом и мастерством, проявившимся в нежной тональности сочетания ярко синего и солнечного желтого, с вкраплениями ярких оранжевых цветов. Сложное эмоциональное состояние передается в изяществе линий и утонченности движения.
Виртуозное использование огромного колличества цветов и оттенков придает этим изделиям необычайно изысканный, как бы невесомый вид. При ярком освещении, в лучах света, образы, выполненные в этой технике, сверкают, как покрытые россыпью драгоценных камней.
Особой декоративностью отличаются яркие, экспрессивные работы, такие гарнитуры, как «Виноград», «Море», «Ангелы» и «Весна». Каждое из этих произведений – это виртуозная, миниатюрная, и, в тоже время живописная композиция, где каждая деталь уникальна.
Несомненно, такие высокохудожественные ювелирные украшения способны создавать только талантливые художники и выдающиеся эмальеры мастерской Шавнабадского мужского монастыря Святого Георгия Победоносца.
Их потрясающие композиции обладают подчеркнутым благородством цвета и потрясающей красотой сочетания полутонов с гармоничным обрамлением из золота и серебра. Необходимо отметить, что такие работы отличаются особой легкостью линий и необычайной высокотехнологичностью исполнения. Эмальеры мастерской Шавнабадского мужского монастыря, способны создавать уникальные композиции с богатым тематическим репертуаром и четкой организацией элементов декора.
Некоторые направления творческих поисков художников кажутся довольно экзотичными. Гарнитуры «Волна», «Незабудки», «Лето» и «Букет» являются ярким примером особой гармонии цветовой гаммы, графически тонкого переплетения линий в продуманном рисунке и ощущения настроения в каждой композиции: радости, ожидания или волнения. Мастерам удивительно легко удалось достигнуть лаконичной и целостной композиции путем развитой художественной интуиции, наличия безупречного вкуса и виртуозного владения техникой горячей эмали.
Четко проработанная композиция этих работ отличается продуманностью всех деталей и блестящим исполнением и свидетельствует о достижении авторами гармонии в декоративно-прикладном искусстве.
В этих произведениях удается достичь особой выразительности и демонстрации достоинств технологии обработки металла, для которых характерна тема природы, ее стилизация и ассоциативно-образный характер.
Эти нестандартно решенные композиции являются прекрасным примером искусной и гармоничной трактовки различных образов и становятся подлинным произведением декоративно-прикладного искусства, имеющим глубокое художественное значение.