Существует большое разнообразие эмалей.
Они различаются как по составу эмалевой массы, так
и по технологическим особенностям подготовки металлической основы под эмаль.
В одних случаях художественный эффект достигается тем, что
эмаль вводится в композицию изделия в небольшом количестве,
в виде отдельных цветовых пятен на общем металлическом фоне (выемчатые
эмали). В других случаях эмаль является основным декором,
а металлические перегородки играют роль
контуров, разделяющих эмали различных цветов (перегородчатые эмали) И наконец,
эмалью покрывают изделие сплошь, а металл служит только конструктивной
основой, обуславливающей форму изделия (сплошные эмали). Можно выделить следующие виды эмали
и их разновидности:
ВЫЕМЧАТЫЕ:
По оброну (гравировке)
По литью
По чеканке
По штамповке
По травлению
ПЕРЕГОРОДЧАТЫЕ:
Перегородки из листа
Перегородки из проволоки
Филигранные
Оконные
СПЛОШНЫЕ:
Гладкие
Живописные
Росписные
С накладками из металла
Просвечивающие
мастерства по технике перегородчатая эмаль с перегородками из вальцованной
проволоки.
Подготовка эмали
Подготовка проволоки
Подготовка изделия под эмаль
Наложение эмали
Обжиг эмали
и отделка
Все начинается с эскиза
ПОДГОТОВКА ЭМАЛИ
Промышленность выпускает эмаль в виде
плиток.
Прежде всего, ее необходимо превратить в порошкообразное состояние. Для
этого плитку молотком раскалывают на
мелкие куски и дробят в стальной ступе. Затем измельченную эмаль
промагничевают . Порошок должен быть достаточно мелким , так как крупные
частицы трудно распределить ровным слоем по поверхности металла. Непрозрачную
эмаль растирают до тонкого порошка, а прозрачную — до мелких зерен, так как от
этого зависит сила свечения эмали. Однако очень тонкий порошок после обжига на
изделиях образует мутные пятна (особенно это относится к прозрачным эмалям).
Очень важно, чтобы зерна в размолотой эмали были приблизительно одного размера,
так как мелкие зерна плавятся гораздо быстрее и успевают уже выгореть до того,
пока начнут плавится наиболее крупные зерна. В результате цвет эмали становится
тусклым, а иногда и грязным (особенно при прозрачных эмалях). Поэтому для удаления
чрезмерно мелких (пылевидных) частиц, образующихся при размалывании, порошок
промывают водой. Размолотая эмаль несколько раз взмучивается в воде — крупные
частицы быстро оседают на дно, а мелкие пылевидные в виде мути сливаются. В
каждом случае эмаль должна быть так отмыта, чтобы вода оставалась чистой. При
глухой эмали вода может быть немного мутной. Эмалевую массу раскладывают по
стеклянным баночкам, заливают водой и на каждой отмечают номер эмали.
ПОДГОТОВКА ПРОВОЛОКИ
Для
перегородчатой эмали подходит проволока диаметром от 0,3 до 1 мм.Проволоку
делают плоской при помощи молотка либо,прокатывая ее через вальцы.После этого проволоку отжигают, чтобы она стала мягкой, и отбеливают. Для
этого используют 10-15%-ный водный раствор серной кислоты. После отбеливания
проволока становится светло-розовой, ее вынимают пинцетом, промывают в
проточной воде и просушивают
Подготовка изделия под эмаль
Коэффициент линейного расширения эмали
должен соответствовать коэффициенту линейного расширения металла или сплава, на
который накладывается эмаль, в противном случае при остывании эмаль будет
отслаиваться от изделия, несмотря на тщательность соблюдения технологического
процесса.
Для основы под эмаль чаще используют
листовую медь толщиной от 0,6мм.
На ней размечают внешние контуры изделия
,соответствующие эскизу и вырезают ножницами по металлу. Заготовку выпрямляют,
обрабатывают наждачной бумагой, на поверхность
переносят рисунок и закрепляют его чертилкой,
форму заготовки уточняют, края опиливают надфилем и сверлят отверстие.
Металл очищают от различных загрязнении.
Это делают путем механической очистки на крацовочных щетках (латунных или
капроновых) с последующим обезжириванием и травлением в азотной кислоте или
отбеливанием в слабом растворе серной кислоты. Медную
заготовку подвергают нагреву в печи или на газовой горелке до тех пор, пока на
поверхности металла не появится тончайшая пленка оксида (от соприкосновения
горячего металла с кислородом воздуха). Эта пленка способствует очень прочному соединению эмали с металлом.
Теперь можно приступать к выгибанию рисунка из
проволоки. При этом используют: пинцет, круглогубцы, плоскогубцы,кусачки,молоток
и небольшую наковальню. Правильность
изгибов перегородок проверяют по контурам рисунка на бумаге, а не по очертаниям
на изделии, чтобы не испачкать поверхность.Как бы сложно ни была изогнута
проволока по контуру, ее нижняя граница должна плотно прилегать к основанию.
Это нужно для того, чтоб эмаль не перетекала из одной ячейки в другую.
Перегородки устанавливаются на медную
основу и фиксируются клеем БФ-6
НАЛОЖЕНИЕ ЭМАЛИ
Эмаль закладывают между перегородками в
мокром виде. Для этого слегка наклоняют стаканчик и, когда из-под воды
покажется эмаль, ее берут кончиком тонкой металлической лопаточки — шпателя и
осторожно кладут на нужное место. Вначале это труднодоступные участки (острые
углы, изгибы и т.п.), затем остальные ячейки. Время от времени из ячеек удаляют лишнюю воду,
касаясь кончиком промокательной бумаги или влажной акварельной кисточки. Эмаль
должна лежать вровень с перегородками
Изделие с наложенной массой должно хорошо
просохнуть. Иначе при высокой температуре в муфеле, невысохшая вода закипит, и
«расстреляет» по стенкам печи эмаль
Обжигают
изделие в муфельной печи на специальной подложке при температуре 800-900°С. Закладывать
изделие нужно осторожно, так как просушенная эмаль осыпается при малейшем
толчке. Подставку размещают в середине камеры муфельной печи, где обеспечивается
наиболее равномерный прогрев изделия. Обычно на обжиг уходит 2-3 минуты. Узнать
о расплаве эмали можно по блеску, на участках между
перегородками, или по равномерной раскаленности изделия и подставки, близкой по
цвету к раскаленным стенкам печи.
Вынимают изделие в два этапа — вначале на
несколько секунд подвигают его к открытой дверце, затем достают и кладут с краю
на кожух печи. Если вынуть сразу,
эмаль потрескается.
Изделию дают
остыть,не снимая с подложки.
Мелким надфилем и наждачной бумагой
осторожно,не задевая эмаль удаляют окалину с перегородок .
Ну а теперь цепочки-колечки и все готово)
КОНЕЦ=)
При составлении текста были использованы материалы книги «Технология Художественной
обработки металлов» А.В.Флеров. и сайта
ww.patlah.ru с разрешения автора:) за что ему наше СПАСИБО!
с обязательной ссылкой на сайт www.yeskina.livejournal.com