Существует  большое  разнообразие  эмалей. 
Они  различаются  как  по  составу эмалевой  массы,  так
 и  по  технологическим  особенностям  подготовки металлической  основы под эмаль.

 

В  одних  случаях  художественный  эффект  достигается  тем,  что
 эмаль вводится  в  композицию  изделия  в  небольшом  количестве, 
в  виде отдельных  цветовых  пятен  на  общем  металлическом  фоне  (выемчатые
эмали). В  других  случаях  эмаль  является  основным  декором, 
а металлические  перегородки  играют  роль
 контуров,  разделяющих  эмали различных  цветов (перегородчатые эмали) И  наконец, 
эмалью   покрывают изделие сплошь,  а металл  служит  только  конструктивной
 основой, обуславливающей  форму  изделия (сплошные  эмали). Можно  выделить следующие  виды  эмали
 и  их  разновидности:



ВЫЕМЧАТЫЕ:

По оброну (гравировке)

По литью

По чеканке

По штамповке

По травлению

 

ПЕРЕГОРОДЧАТЫЕ:

Перегородки из листа

Перегородки из проволоки

Филигранные

Оконные

СПЛОШНЫЕ:

Гладкие

Живописные

Росписные

С накладками из металла

Просвечивающие

 Представляем вашему вниманию урок
мастерства по технике перегородчатая эмаль с перегородками из вальцованной
проволоки.

 ЭТАПЫ ПРОЦЕССА:

 Эскиз

Подготовка эмали

Подготовка проволоки

Подготовка изделия под эмаль

Наложение эмали

Обжиг эмали 
и отделка

 

 

Все начинается с эскиза

 Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"

ПОДГОТОВКА ЭМАЛИ 

Промышленность выпускает эмаль в виде
плиток.
Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"
Прежде всего, ее необходимо превратить в порошкообразное состояние. Для
этого плитку молотком  раскалывают на
 мелкие куски и дробят в стальной ступе. Затем измельченную эмаль
промагничевают . Порошок должен быть достаточно мелким , так как крупные
частицы трудно распределить ровным слоем по поверхности металла. Непрозрачную
эмаль растирают до тонкого порошка, а прозрачную — до мелких зерен, так как от
этого зависит сила свечения эмали. Однако очень тонкий порошок после обжига на
изделиях образует мутные пятна (особенно это относится к прозрачным эмалям).
Очень важно, чтобы зерна в размолотой эмали были приблизительно одного размера,
так как мелкие зерна плавятся гораздо быстрее и успевают уже выгореть до того,
пока начнут плавится наиболее крупные зерна. В результате цвет эмали становится
тусклым, а иногда и грязным (особенно при прозрачных эмалях). Поэтому для удаления
чрезмерно мелких (пылевидных) частиц, образующихся при размалывании, порошок
промывают водой. Размолотая эмаль несколько раз взмучивается в воде — крупные
частицы быстро оседают на дно, а мелкие пылевидные в виде мути сливаются. В
каждом случае эмаль должна быть так отмыта, чтобы вода оставалась чистой. При
глухой эмали вода может быть немного мутной. Эмалевую массу раскладывают по
стеклянным баночкам, заливают водой и на каждой отмечают номер эмали.
 Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"

ПОДГОТОВКА ПРОВОЛОКИ
 Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"
 
Для
перегородчатой эмали подходит проволока диаметром от 0,3 до 1 мм.Проволоку
делают плоской при помощи молотка либо,прокатывая ее через вальцы.
После этого  проволоку отжигают, чтобы она стала мягкой, и отбеливают. Для
этого используют 10-15%-ный водный раствор серной кислоты. После отбеливания
проволока становится светло-розовой, ее вынимают пинцетом, промывают в
проточной воде и просушивают


Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"


Подготовка изделия под эмаль

ЭТО ИНТЕРЕСНО  Сумка. Валяние на шаблоне.Наталья Белякова. Санкт-Петербург. Hand Made Mania.

Коэффициент линейного расширения эмали
должен соответствовать коэффициенту линейного расширения металла или сплава, на
который накладывается эмаль, в противном случае при остывании эмаль будет
отслаиваться от изделия, несмотря на тщательность соблюдения технологического
процесса.

ЭТО ИНТЕРЕСНО  Выездные мастер-классы для детей.

Для основы под эмаль чаще используют
листовую медь толщиной от 0,6мм.
На ней размечают внешние контуры изделия
,соответствующие эскизу и вырезают ножницами по металлу. Заготовку выпрямляют,
обрабатывают наждачной бумагой,
на поверхность
переносят рисунок и закрепляют его чертилкой,

 Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"
 Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"

Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"
форму заготовки уточняют, края опиливают надфилем и сверлят отверстие.
Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"

Металл очищают от различных загрязнении.
Это делают путем механической очистки на крацовочных щетках (латунных или
капроновых) с последующим обезжириванием и травлением в азотной кислоте или
отбеливанием в слабом растворе серной кислоты. Медную
заготовку подвергают нагреву в печи или на газовой горелке до тех пор, пока на
поверхности металла не появится тончайшая пленка оксида (от соприкосновения
горячего металла с кислородом воздуха). Эта пленка способствует очень прочному соединению эмали с металлом.
 Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"
Теперь
можно приступать к выгибанию рисунка из
проволоки. При этом используют: пинцет, круглогубцы, плоскогубцы,кусачки,молоток
и небольшую наковальню.
Правильность
изгибов перегородок проверяют по контурам рисунка на бумаге, а не по очертаниям
на изделии, чтобы не испачкать поверхность.Как бы сложно ни была изогнута
проволока по контуру, ее нижняя граница должна плотно прилегать к основанию.
Это нужно для того, чтоб эмаль не перетекала из одной ячейки в другую
.
 Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"
 
Перегородки устанавливаются на медную
основу и фиксируются клеем БФ-6
 Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"
 
НАЛОЖЕНИЕ ЭМАЛИ

Эмаль закладывают между перегородками в
мокром виде. Для этого слегка наклоняют стаканчик и, когда из-под воды
покажется эмаль, ее берут кончиком тонкой металлической лопаточки — шпателя и
осторожно кладут на нужное место. Вначале это труднодоступные участки (острые
углы, изгибы и т.п.), затем остальные ячейки
. Время от времени из ячеек удаляют лишнюю воду,
касаясь кончиком промокательной бумаги или влажной акварельной кисточки. Эмаль
должна лежать вровень с перегородками

 Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"

Изделие с наложенной массой должно хорошо
просохнуть. Иначе при высокой температуре в муфеле, невысохшая вода закипит, и
«расстреляет» по стенкам печи эмаль

 Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"

Обжигают
изделие в муфельной печи на специальной подложке  при температуре 800-900°С.
Закладывать
изделие нужно осторожно, так как просушенная эмаль осыпается при малейшем
толчке. Подставку размещают в середине камеры муфельной печи, где обеспечивается
наиболее равномерный прогрев изделия. Обычно на обжиг уходит 2-3 минуты. Узнать
о расплаве эмали можно по блеску, на участках между
перегородками, или по равномерной раскаленности изделия и подставки, близкой по
цвету к раскаленным стенкам печи.

 Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"
 Вынимают изделие в два этапа — вначале на
несколько секунд подвигают его к открытой дверце, затем достают и кладут с краю
на кожух печи. Если вынуть сразу,
эмаль потрескается.

Изделию дают
остыть,не снимая с подложки.
Мелким надфилем и наждачной бумагой
осторожно,не задевая эмаль удаляют окалину с перегородок
.

Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"
Ну а теперь цепочки-колечки и все готово)
 Кулон в технике горячей перегородчатой эмали. "metalloFon"
 
КОНЕЦ=)

 При составлении текста были использованы  материалы книги «Технология Художественной
обработки металлов» А.В.Флеров. и сайта 
ww.patlah.ru   с разрешения автора:)  за что ему наше СПАСИБО!

 Разрешается републикация статьи в Интернете
с обязательной ссылкой на сайт 
www.yeskina.livejournal.com

 

MasterJournal.ru в социальных сетях!

Masterjournal.ru в Вконтакте Masterjournal.ru в ОДНОКЛАССНИКАХ