26 сентября в Тверской областной картинной галерее, одном из старейших музеев России, откроется выставка «ОБРАЗЫ ИСТОРИИ в русской кабинетной бронзе второй половины XIX — начала ХХ века», многие экспонаты которой по праву могут считаться наиболее характерными и этапными в процессе эволюции бронзовой пластики второй половины XIX – начала ХХ века. Выставка будет открыта с 26 сентября по 17 ноября 2024 года
Знакомство с 63-мя уникальными, редкими произведениями кабинетной бронзы предоставляет возможность получить новые впечатления об одном из ярких и интересных явлений русской художественной культуры.
Особенная притягательность русской художественной пластики этого времени во многом определяется отчётливо выраженным национальным своеобразием. Художественные формы и методы для их претворения были различны; одно и то же историческое событие или персонаж по-разному представал в художественной трактовке разных скульпторов. Именно поэтому ведущим мотивом выставки является историко-художественная хронология; произведения экспонируются не по именам их создателей, а по историческим сюжетам.
Отчетливые изменения в интерпретации исторических образов к середине XIX века наглядно демонстрирует композиция «Русский витязь», созданная знаменитым русским скульптором и литейщиком П.К. Клодтом. Эту статуэтку по праву можно отнести к характерным образцам историко-художественной реконструкции: с детальной точностью и подробностью воспроизведены особенности вооружения и доспеха русского воина XIV–XVII веков. Историко-художественные реконструкции Клодта оказали существенное влияние на становление и развитие жанра исторических статуэток, который был продолжен в произведениях Е.А. Лансере, И.Ф. Ковшенкова, В.Я. Грачёва и др. Одним из ярких образцов таких произведений является представленная на выставке композиция «Святослав», последняя работа Е.А. Лансере.
Сюжетами скульптурных композиций иногда становились исторические романы, персонажи которых воплощались в бронзе в полном соответствии с литературным текстом. В 1862 году был опубликован исторический роман А.К. Толстого о временах опричнины «Князь Серебряный. Повесть времён Ивана Грозного», который стал одним из самых читаемых исторических романов на русском языке, выдержавший десятки переизданий. Литературный текст и его художественная трактовка были воплощены в ряде скульптурных композиций, представленных на выставке: «Опричник. Князь Вяземский» и «Воевода. Боярин Морозов» работы Е.А. Лансере, «Иван Грозный» и «Боярин» – В.Я. Грачёва, которые можно с полным основанием считать пластическими иллюстрациями, раскрывающими эпизоды романа.
Такие произведения были предпочтительны при создании интерьеров в русском стиле; скульптура нередко становилась главным элементом композиций обстановочной бронзы, способствуя созданию единой художественно-пространственной среды. Образцом таких произведений является редкий каминный гарнитур, созданный по моделям Е.А. Лансере и Д.Н. Чичагова – одного из ведущих архитекторов русского стиля.
В числе уникальных экспонатов выставки – скульптура «Русский воевода XVII века», созданная скульптором И.Ф. Ковшенковым в 1860-х годах в составе серии произведений, изображающих воинов далекого прошлого.
Военные потрясения второй половины XIX века, события Крымской войны 1853–1856 гг. и особенно Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. нашли своё отражение в известной работе Е.А. Лансере «Переход через Балканы», в которой запечатлён один из наиболее героических и драматичных эпизодов Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Особую популярность приобретают произведения, посвященные российскому казачеству; образы казаков известны в творчестве многих скульпторов этого времени. К числу таких изображений выставки относятся работы Е.А. Лансере, В.Я. Грачёва, А.Л. Обера, П.А. Самонова.
Характерным отражением повышенного интереса российского общества к историческому прошлому явился один из наиболее известных скульптурных проектов по популяризации отечественной истории. Его инициатором стал известный петербургский бронзовщик Феликс Шопен. С 1867 года по Высочайшему одобрению и рекомендациям ведущих историков начали выходить экземпляры «Галереи бронзовых бюстов всех российских великих князей, царей и императоров», которые представляли собой скульптурные образы российских правителей от Рюрика до Александра II. В течение двух лет было исполнено 64 скульптурных бюста, которые, несмотря на значительную условность изображения персонажей, в настоящее время являются предметом увлечённого коллекционирования.
Развитие исторической культуры российского общества побуждало скульпторов к созданию образов ярких, сильных личностей, которые являлись олицетворением сложных, во многом переломных событий прошлого. Неслучайно образ Ивана Грозного был воплощен в первом крупном произведении ведущего скульптора второй половины XIX века М.М. Антокольского, которое принесло ему славу, известность и звание академика. Представленный на выставке эскизный портрет к этой скульптуре, полный глубокого реалистического психологизма, отчётливо передаёт сложную и жестокую эпоху через образ самодержца. Не менее притягательной являлась для скульпторов личность «преобразователя» России императора Петра I, образ которого во второй половине XIX – начале ХХ века представал в многообразии художественных интерпретаций. Однако при всём различии творческих интонаций в созданном образе неизменно проявлялось величие, волевое начало, а также эффектная динамика, которая отражала эпоху стремительных преобразований. Это отчетливо демонстрируют представленные скульптурные работы А.М. Опекушина, П.О. Кюфферле и Л.А. Бернштама.
Одним из наиболее ярких событий общественной жизни страны в конце XIX века явилось празднование в 1899 году 100-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина, одного из самых почитаемых авторов за всю историю России. Празднование сопровождалось установкой памятников, а также выпуском камерных скульптурных портретов поэта, которые исполнялись в разных материалах и пользовались широкой популярностью. Образцом таких произведения являются скульптурные бюсты А.С. Пушкина по моделям Р.Р. Баха. В иной трактовке предстаёт образ поэта в камерном произведении А.Г. Адамсона, в котором, несмотря на несомненное портретное сходство, трудно определить, в какое время и в каком месте изображен Пушкин. Лежащая на скалистом возвышении шляпа – предмет мужского костюма последней четверти XIX века – никак не могла быть использована изображенным персонажем. Этот прием позволил скульптору сознательно расширить хронологические рамки созданного поэтического образа, подчеркнуть его значимость и актуальность для исторической памяти поколений.
Произведения русской бронзовой кабинетной пластики неизменно экспонировались на всероссийских и всемирных выставках; они высоко ценились при императорском дворе, украшали интерьеры великосветской знати, их охотно приобретали русские предприниматели и промышленники, представители интеллигенции.
Информационный релиз подготовлен по материалам из свободных источников интернет.