Русское религиозное искусство XVIII - второй половины XX века. Тверь

27 сентября 2024 года в Тверской областной картинной галерее откроется выставка «Русское религиозное искусство XVIII – второй половины XX века» из частных собраний, посвященная деятельности художников, которые в своем творчестве обращались к евангельской тематике, писали картины на библейские и исторические темы, создавали иконы и росписи храмов. Выставка будет открыта с 27 сентября по 17 ноября 2024 года

Подробнее

В экспозицию из 43 произведений войдут картины и рисунки как выдающихся мастеров русской школы живописи (Ильи Репина, Василия Поленова, Михаила Нестерова, Виктора Васнецова, Тимофея Неффа, Дмитрия Стеллецкого), так и работы менее известных для широкого круга любителей искусства художников, но не менее значимых для понимания развития русской национальной школы.

Непосредственным предшественником русской живописи на религиозную тему было иконописание, на протяжении многих веков прочно укоренившееся в российской культурно-исторической среде и остававшееся ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века. В царствование Петра I Русская православная церковь фактически лишилась самостоятельности, и иконописание, опиравшееся на средневековые традиции, утратило свое главенствующее положение в изобразительном искусстве. В этот период появилась мода на светскую и религиозную живопись, сформировавшуюся под влиянием западноевропейского искусства.  Примером тому служит представленная на выставке картина «Введение во храм девы Марии» (1730) работы польского живописца Максима Искрицкого (1705–1756).

Одним из важнейших событий в русской художественной культуре второй половины XVIII века стало открытие в 1757 году Академии художеств, которая на протяжении всей своей истории занимала центральное место в культурной жизни России, играя значительную роль в подготовке новых художественных кадров. Сюжеты картин на библейские темы часто предлагались выпускникам Академии в качестве конкурсных работ.

В первой половине XIX века активизируется церковное строительство. Перед художниками ставятся грандиозные задачи создания росписей и икон для вновь возводимых храмов – Исаакиевского собора в Петербурге, Храма Христа Спасителя в Москве и иных церквей в городах России.

Представленные на выставке эскизы Тимофея Андреевича Неффа (1805–1876) восходят к иконографии известных икон «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Покров Пресвятой Богородицы», написанных им для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Творчество выдающегося художника русской академической школы Михаила Ивановича Скотти (1814–1861) показано уникальной композицией из двух живописных медальонов «Благовещение» (1847). 1850-ми годами датируются копии с оригиналов Владимира Лукича Боровиковского (1757–1825) «Архангел Гавриил» и «Богоматерь», написанных для Царских врат Казанского собора в Санкт-Петербурге, – работы выпускника Академии художеств Виктора Степановича Романова (1827–1864). Также в экспозиции демонстрируются два эскиза, «Шестикрылый Серафим» и «Святые апостолы Петр и Павел», выполненные профессором Императорской Академии художеств Николаем Андреевичем Кошелевым (1840–1918) в период его работы в Храме Христа Спасителя в Москве.

Особое место в истории русского религиозного искусства занимает творчество выдающихся художников второй половины XIX – начала ХХ века И.Е. Репина и В.Д. Поленова. Для их картин характерна манера письма, где классический академизм сочетается с поисками реалистического художественного языка передвижников. Религиозная живопись Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) известна меньше, чем другие направления творчества художника. Между тем, к этой теме он не раз обращался на протяжении своей жизни и выполнил множество великолепных картин на евангельские сюжеты, в том числе «Взятие Христа стражею», которая экспонируется на выставке. Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX – начала XX века. Обращаясь к евангельским сюжетам, он стремился переосмыслить их традиционное, академическое изложение, заострить нравственную проблематику. Задумав цикл картин «Из жизни Христа», Поленов в 1899 году отправился на Ближний Восток, чтобы собрать материалы для реализации своего грандиозного замысла, а через десять лет напряженной работы художник завершил работу над циклом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО  Школа "Мартовский заяц" приглашает на мастер-класс по гончарному мастерству

1880-е годы характеризуются переходом от историзма и неорусского стиля к эстетике модерна – нового направления в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Росписи стен и иконы В.М. Васнецова и М.В. Нестерова, исполненные для Владимирского собора в Киеве, стали эталонами, существенным образом повлиявшими на дальнейшее развитие религиозного искусства 1900-х годов. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) – художник, известный картинами, посвященными сюжетам русских сказок и былин. Помимо этого, он был крупнейшим религиозным живописцем своего времени, который в своем творчестве прекрасно сочетал консерватизм с новаторскими тенденциями, что отчетливо проявляется в представленной на выставке картине «Христос». Творчество Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) представлено на выставке двумя акварелями – «Под Благовест» и «Дмитрий-царевич убиенный». Акварель «Под благовест» является авторским графическим вариантом одноименной живописной композиции 1895 года из собрания Государственного Русского музея. Эскиз к картине «Дмитрий-царевич убиенный» считается одним из самых поэтичных произведений Нестерова.

ЭТО ИНТЕРЕСНО  29 фестиваль авторской куклы в Музее Архитектуры и Дизайна. Екатеринбург

Картина Григория Карповича Михайлова (1814–1867) «Девушка, ставящая свечу перед образом» является авторским повторением одноименной картины, написанной в 1842 году и тогда же представленной на выставке в Императорской Академии художеств. Несомненный интерес представляет картина Сергея Ивановича Грибкова (1822–1893) «За богословскими трудами» (1849). Образы простых священников, монахов, послушников запечатлены на работах Владимира Егоровича Маковского (1846–1920) «За трапезой», Сергея Арсеньевича Виноградова (1869-1938) «Солнечный денек. Плес» (1898–1899), Василия Николаевича Костяницына (1881–1940) «Богомолки-странницы» (1918–1919) и на этюде Екатерины Васильевны Гольдингер (1881–1973) «Монах Саввино-Сторожевского монастыря» (1917).

Авангард как культурное явление зародился в начале XX века. В это время искусство России вступает в период обновления, подразумевающего пересмотр устоявшихся канонов путем радикального разрушения классического стиля. Русский авангард в изобразительном искусстве становится широким экспериментальным движением, включающим в себя различные направления: кубизм, футуризм, конструктивизм и супрематизм. Каждое из этих направлений имело свою уникальную эстетику и философию. Неудивительно, что многие художники достаточно часто обращались к христианским образам и евангельским сюжетам. Ярким примером тому служат работы «Рождество Христово» Бориса Васильевича Смирнова (1881–1954) и «Брак в Кане Галилейской» – единственная сохранившаяся картина Людмилы Андреевны Прудковской (1889–1918); три картины с изображением Богоматери Марии Ивановны Васильевой (1884–1957) – одной из самых ярких представительниц «Парижской школы»; икона «Святая мученица Феврония» Дмитрия Семеновича Стеллецкого (1875–1947). Также на выставке представлена картина «Снятие с креста», созданная в 1940-х годах Георгием Калистратовичем Артемовым (1892–1965). Ей созвучны по содержанию и исполнению две композиции Бориса Израилевича Анисфельда (1878–1973) «Жизнь» (1934) и «Пьета» (1958).

Изучение церковного изобразительного искусства и светской живописи на религиозные темы представляется весьма актуальным в связи с возрастающей ролью Русской православной церкви в современном обществе. Православие всегда было одним из ключевых звеньев в русской культуре, многие созданные в его традиции художественные произведения включены в сокровищницу русского культурного наследия.

Все представленные на выставке работы происходят из частных собраний, часть экспонатов показывается вниманию широкой публики впервые.

Выставка реализована в рамках программы «Большое искусство – Большой России» совместно Тверской областной картинной галереей и Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-диле­ров при поддержке Правительства Тверской области и Министерства куль­туры Тверской области.

Информационный релиз подготовлен по материалам из свободных источников интернет.

Поделись с друзьями в социальных сетях!