

Анна Терещенкова – член Союза Художников, член Санкт-Петербургского общества акварелистов. Ее работы – акварели, ювелирные украшения, мозаики – это гимн цвета и любви к жизни. Более 30 лет творчества посвятила она наблюдению за жизнью, природой, людьми и выражением эмоций и наблюдений в разных материалах и техниках. Но всё, что она делает – это бытовой, повседневный гедонизм, любование цветом и тонкими сочетаниями оттенков, игрой контрастов, удивительными соединениями материалов, воплощение вкуса к жизни. На выставке представлены акварели последнего десятилетия и новые ювелирные работы с гильошированными эмалями и цветными драгоценными камнями, в которых графичность и современный дизайн умножены на отличное чувство юмора!
Наталия Озерова, член АИС, арт-директор, «Петербургского Общества Акварелистов»:
Работать в воде — travailler dans l’eau – говорят французы, имея в виду акварели, выполненные по сырому, в одно касание, те акварели, что пишет Анна Терещенкова. И мягкость мазка, и особая фактура красочного слоя, и непредсказуемость решения образа – все это мастерски используется художницей. Но смыслом ее творчества становится экзистенциальное понимание воды как особой своего рода духовной сущности, которая вбирает в себя отражения мира – цветов, лесов, веток, полей, головок лука, котов, людей – вообще всего, что движется и живет в пространстве воздуха и земли. Вода в картинах Терещенковой властно как собственник распоряжается всеми тварями, что отразились и обитают в ней – она игнорирует перспективу, как в серии «Дистанция» и других натюрмортах – ведь у воды особое многоглазие, прямолинейность не в ее характере, она закрепляет за изображением радостную, пряную влажную сочность плоти природы, игнорирует тусклость – особенно это относится к цветам, любимой теме художницы, они всегда сияют. Цветы ведь вообще загадочное явление в нашей жизни – и как они ярки, как ароматны, и как самодостаточны в акварелях Анны Терещенковой. Возможно проникновение в душу воды-стихии связано с тем, что художница работает как ювелир и мозаичист – и всегда бережет в материале его удивительность, сохраняет в ювелирном изделии прежде всего свойства камня или металла, дает возможность увидеть серебро, золото или эмаль в многообразии их характеристик – что провоцируется еще и приверженностью художницы стилю арт-деко. Вода тороплива – а значит скорость выполнения работы играет огромную роль. Во время пленэра в Савонлинне мне довелось видеть, как из-под кисти Терещенковой акварели взлетали в воздух со скоростью тарелочек фризби. Однако эти быстрые фризби, рождающиеся и сейчас, успевают поймать и передать то аромат позднего лета – «Август», то по ощущению болотистый, скользкий с запахом тины и озерной воды дух пейзажа – «Разнотравье», то мрачность невских берегов, таинственную замкнутость в которой подозревается молчаливая жизнь за окнами домов – «Вдоль Невы». В акварелях Терещенковой есть для меня главное прельщение – цвет, цвет как жизнь, цвет как радость, цвет как красота, притягательная материальность плоти, цвет как праздник. Это созданный художницей чистый истинный изначальный облик реальности, ее ЭНСО.
Этот древний буддийский символ, многослойный код, ключ к которому Терещенкова подбирает в серии энсо-акварелей, определяет в ее натуре и творчестве напряженную работу таланта в поисках чудесного смысла бытия. Осмысленность и эмоциональность, энергия и внимательное созерцание – вот счастливые контрасты художницы Анны Терещенковой.
Анна Терещенкова: «Я очень люблю писать акварели. Возможно, на этом можно было бы и закончить мой рассказ, полагая, что за художника должны говорить его работы. Но иногда, тем не менее, у зрителей возникают вопросы…
Трудно точно сказать, в чём же заключается задача художника. Определённые сочетания цветов, линий, цветовых пятен несут в себе какой-то особый смысл, «текст», который хочется прочесть, расшифровать. Художник способен передать этот смысл, вложить в картину, но вербализовать его, объяснить словами – непросто.
Это как в музыке, когда соединенные особым образом отдельные звуки вдруг становятся мелодией, которая вызывает эмоции, заставляет радоваться, страдать, танцевать, плакать… Каким образом звук рождает бурю образов и чувств?.. Каким образом картина захватывает наше воображение?..
Размышления о природе искусства приводят к словам Булата Окуджавы: «Расплескалася в улочках окрестных та мелодия, а поющих нет…». Я вижу, что эта мелодия – красота, гармония – разлита во всем, что нас окружает. В массе вещей, в визуальном хаосе глаз выхватывает отдельные детали, которые начинают складываться в мелодию композиции: линии ветвей звенят в унисон с линией реки, плотность земли гудит фаготом и облако висит лёгким аккордом, завершая и драматизируя эту музыку.
Так же и цвета: каждый имеет свой ясный характер, но, взаимодействуя, они создают сложнейшие дуэты и квартеты, не теряясь в хоре, а поддерживая и обогащая общую мелодию.
Пожалуй, в изобразительном творчестве самое интересное – найти ядро сюжета, разгадать этот ребус. Каждая акварель – как увлекательное путешествие: ты не знаешь, куда попадешь в конце, падая в колодец за белым кроликом… Я всегда стремлюсь предельно точно изобразить то, что вижу и чувствую именно в данный момент, создать «портрет» конкретного яблока или пейзажа, но мне хочется, чтобы этот портрет был одновременно неким знаком, образом. Хочется передать не только видимое, но и скрытое, угаданное знание о характере предмета: сочность, аромат, тяжесть, солнце дней и соки земли…
Но самое важное для меня – сохранить свежесть мимолётного, мгновенного впечатления. Именно поэтому – акварель, и именно поэтому техника alla prima, по влажной бумаге. Прозрачность акварели, её свечение на белом листе трепетно и нематериально, в ней нет тугой вязкости, послушности и податливости масляной краски. Ты не можешь полностью подчинить себе водную стихию – только сыграть с ней вместе в восхитительную игру…
И эта игра стоит свеч!»
На выставке будут представлены акварели с давних пор до наших дней, а также ювелирные украшения, сделанные автором в последние месяцы.